Смерть Бориса Николаевича Ельцина заставила меня вспомнить лето 1999 года. Я тогда встретился в Новосибирске с лидером одной международной аналитической группы, изучавшей религиозно-политические тенденции в нескольких странах, в том числе, в России. В результате исследования участники проекта пришли к неожиданному выводу – в ближайшие годы следует ожидать радикального поворота внешней и внутренней российской политики: от Запада к Востоку, от демократии – к тоталитаризму, от гласности – к закрытости, от свободы – к разрешенным дозам вольности. Напомню, что это было в 1999 году. Тогда в такой прогноз трудно было поверить. Если бы кто сказал, что за критику президента телеканал или газету могут закрыть, а редактора объявить экстремистом – это вызвало бы только смех. Сегодня уже не смешно, но это к слову.
Первая смерть Ельцина
В качестве поворотного момента называлось отстранение Ельцина от власти, не исключено, что насильственное, а может быть даже, убийство. Это предположение показалось настолько нелепым, что мне даже стало жаль собеседника – вроде человек образованный, а говорит такие глупости. Тем не менее, к этому идиотскому прогнозу я все же вернулся, с боем кремлевских курантов: со следующего года Ельцина уже не было у власти. Обычно президенты нашего времени, да еще такие влиятельные фигуры, к которым, без сомнения, относился Борис Николаевич, продолжают активную общественную деятельность. Не только иностранные, к чему мы уже привыкли, но и отечественные, например, М.С.Горбачев. Однако Ельцин не так. Он ушел, как будто умер. Даже когда его буквально провоцировали высказаться на злободневные темы, самое большее, что он позволял себе – обтекаемые выражения. Совсем не похоже на известного всем борца, не всегда тщательно подбирающего, понимаешь, слова. Говорят, что Ельцин воздерживался от какого-либо влияния на текущую жизнь страны, потому что это было условием безопасности для него и его семьи. Так это или нет, в любом случае, в 2000 году первый российский президент умер как политик, как общественный деятель. Это была его первая смерть.
Смена идеологии
Дальше пошло как по писаному. Несмотря на то, что поначалу преемник Ельцина поддерживал видимость преемственности, государственный корабль стал разворачиваться в противоположную сторону. Чтобы двигаться, как в позднесоветское время говорил Владимир Войнович, «правильным курсом в неправильном направлении». Владимир Владимирович Путин говорил очень правильные слова, не запинался, не употреблял слов-паразитов, был молодым, красивым, интеллигентным – производил прекрасное впечатление. Часто, слушая его, я думал – лучше, чем Путин, не скажешь. Был только один настораживающий момент. Меня лучше поймут те, кто был активным христианином еще в советское время и имел опыт общения с офицерами КГБ, курирующими церкви. Как правило, это были очень умные люди, которые хорошо разбирались в психологии и умели расположить к себе собеседника. Понятно, не для того, чтобы посодействовать процветанию церкви. Цель была обратная. Всякий раз, глядя на Путина, я вспоминал проницательные глаза чекистов, говорящих то, что собеседник хотел услышать, но только ради того, чтобы успешнее достичь собственной цели, воспользовавшись доверием собеседника. Потом, когда Путин почувствовал себя увереннее, он, уже не смущаясь, заявил о том, что бывших чекистов не бывает. Теперь только самый одаренный мог продолжать задавать вопросы: «Ху из мистер Путин?»
Какая идеология приходила на смену незрелой, но все же демократической, времен Ельцина? Авторы прогноза говорили о некоей смеси, которую я бы назвал красно-коричнево-православной идеологией. Сразу хочу оговориться, что это не имеет ничего общего с настоящим православием как ветвью мирового христианства. Совершенно очевидно, что коммунистическая или нацистская идеология не имеет ничего общего с христианством. Только при самом поверхностном подходе можно заявлять, что первыми коммунистами были христиане первой церкви в Иерусалиме. Но между тем, каким-то непостижимым образом, эти взаимоисключающие друг друга понятия легко соседствуют в умах многих россиян. Вероятнее всего, причины исторические. Нынешняя триада послеельцинского времени является современным варинтом уваровской триады, точно отразившей народные настроения. После некоторой оттепели времен Александра, Николай I, напуганный оранжевыми настроениями в Европе, пожелал сформулировать русскую национальную идею, уводящую народ подальше от Европы. Граф Уваров предложил такой вариант: «Собственными началами России (читай – основами суверенной демократии) являются Православие, Самодержавие и Народность, без коих она не может благоденствовать, усиливаться и жить».
Хотя Уваров на первое место поставил православие, на самом деле главенствующую роль в триаде играло самодержавие, которому церковь обеспечивала идеологическое прикрытие. Предназначение же уваровской «народности» хорошо объяснил Салтыков-Щедрин в сказке о мужике, который двух генералов прокормил. Не так много свидетельств, которые говорили бы о том, что нынешние самодержцы изменили свое представление о народе. Поэтому и в новой триаде послеельцинского времени, доминирующая составляющая та, которая олицетворяет самодержавие – ныне это красная. Пусть читатель не удивляется, потому что, хотя красный цвет и ассоциировался с романтическими утопиями, под красными флагами были построены самодержавные государства. Надо отметить, коммунизм легко прививался там, где существовала вековая традиция абсолютизма. И наоборот, ни в одной стране, где преобладали протестантские религиозные убеждения, коммунизм не смог утвердиться. Верноподданическое почитание Ленина и Сталина в советское время, а Путина в наше, перестает выглядеть таким абсурдным, когда понимаешь, что в их лице народ видит продолжение древней монархической традиции, только в несколько иной форме.
Коричневая составляющая новой политики – это ее националистический характер. Не тот конструктивный национализм, который направлен вовнутрь, который ставит интересы своей нации на первое место, настроен созидательно и в результате формирует здоровое патриотическое чувство гордости за свой народ и культуру. Коричневый национализм – это извращенное понимание народности, скорее нацизм, противопоставляющий свою нацию остальным. Он культивирует подозрительное отношение к другим народам, поддерживает идею о враждебном окружении, находит объяснение внутренних проблем в происках внешних сил, виктимизирует народ, т.е. заставляет его чувствовать себя жертвой этих враждебных сил, которые якобы постоянно думают о том, чтобы разрушить великую страну. Чего стоит знаменитый путинский «товарищ волк, который кушает и никого не слушает». Русского человека разбуди посреди ночи – он безошибочно скажет, кто этот «товарищ волк» и кого он хочет скушать. Коричневый национализм убивает лучшее качество русского характера – великодушие сильного человека, взамен подсовывая мелочную мстительность. Зараженный таким национализмом, человек не в состоянии покаяться, а ведь именно с покаяния, с переосмысления своей личности, своего призвания, начинается возрождение человека. Избегая метанойи (так по-гречески «покаяние»), люди оказываются во власти паранойи.
Нынешнее официальное русское православие не способствует катарсису, т.е. очищению души от красно-коричневой антихристианской идеологии. Потому что оно, в первую очередь, обслуживающая идеология, и только потом - христианская религия. Такая церковь продолжает худшие традиции цезарепапизма, когда во главе ее не Христос, а кесарь. Главной мотивацией в таком православии является не любовь к Богу, а страх перед начальством, не разумное следование Слову Божьему, а слепое подчинение человеческим постановлениям.
«Возвращение Ельцина»
Почему фигура Ельцина так важна в современной истории России? Несмотря на то, что он был плоть от плоти советской системы и пытался строить новую жизнь из старых материалов (других не было в природе), он верно почувствовал вектор движения – через свободу совести, через освобождение духа прийти к свободному обществу. Классический пример - выход евреев из египетского рабства. В начале – долгий путь по пустыне со многими трудностями в материальной сфере, но освобождение в духовной, и как следствие, много лет спустя – всеобщее процветание. Этот путь прошли далеко не все народы. Да и евреи, как известно, много раз хотели повернуть назад, в Египет, потому что даже в рабстве они чувствовали себя комфортнее, чем в пустыне. Как говорят, «Египет» был в их сердцах и лишь 40 лет спустя, новое поколение, выросшее в пустыне, с новыми законами, основанными на новых идеях, стало свободным.
В России пока дела идут, с этой точки зрения, неважно. Если продолжить библейские параллели, то ныне Путин делает то, что сделал Аарон, в отсутствие Моисея. При высочайшем рейтинге общественной поддержки, он отлил золотого тельца, поставил его перед народом со словами: «Вот бог твой, который вывел тебя из рабства!» Милые сердцу самодержавно-коммунистические идеалы снова возводятся на пьедестал. Они, образно говоря, стали гвоздями, забитыми в крышку гроба первого Президента России. В определенном смысле, Господь помиловал Бориса Николаевича, потому что дальше будет хуже. И это тоже часть прогноза от 1999 года. Прекрасно понимаю, что и самая уязвимая часть данной статьи. Прогнозы – дело неблагодарное. Но в данном случае я буду счастлив ошибиться и с радостью стал бы посмешищем. К сожалению, пока наличествует главная предпосылка деградации: утрата свободы, и даже более того - веры в свободу. В этом случае не так уж важно, кто именно будет главой государства – Путин ли, его преемник, или кто-то из оппозиции. Даже если бы волею случая во главе России оказался демократ-западник, он вынужден будет отречься либо от своих принципов, либо от власти. По вполне простой причине – народ не поддержит, а без народной поддержки даже Сталин ничего не смог бы сделать. Абсолютизм будет приводить к дальнейшей концентрации власти и богатств в руках небольшой группы при дальнейшей холопизации населения. Национализм, помимо привычной ксенофобии, приведет к расцвету старого доброго антисемитизма. На внешней арене Россия прославится своей «независимой» антиизраильской и антиамериканской политикой. Еще больше сблизится с агрессивными исламскими режимами, создавая свой, так называемый, многополярный мир. Дойдет до того, что ввяжется в военный конфликт против Израиля (зря что ли оружие через Дамаск поставляем ХезбоМасу и помогаем Ирану). В итоге, эта новая старая политика закончится полным провалом как внутри страны, так и вовне. Как долго она будет длиться? Пять, десять, пятнадцать лет?.. Бог знает. Рано или поздно придется начинать заново. Снова придется вспомнить перестроечные времена, когда все идолы рушились, а иллюзии таяли в воздухе...
И мы снова выберем Бориса Николаевича. В этот раз, надеюсь, чтобы навсегда распрощаться с рабством, даже с тем, которое завернуто в блестящую уваровскую упаковку.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Спасибо, брат, за ясное изложение. У меня язык коряв, подобную статью мусолю уже несколько месяцев. Можно добавить, по моему, что это и есть возвращение к старому в форме фарса (ух, как не хочется крови!). Можно напомнить об извечной азитчине нашего народа, как азиатская форма византийства воевала вместе с Азией против Европы. Как Петр 1 пытался втащить в Россию не технологии, а протестантский менталитет. Что мы опять развернулись в азиатскую сторону, к краснокоричневому царизму, и "свой особенный путь" опять приведет к странным результатам. Много чего еще хочется сказать своему вновь опущенному народу...да нету слов.
Лора Попова
2008-09-18 18:12:03
Как это актуально и сегодня.
КГБ и сегодня КГБ - иезуитская политика: цель оправдывает средства, разделяй и властвуй. Это же надо суметь подсунуть нашим украинским националистам ,,дохлую,, идею о ,,единiй державнiй мовi,, в то время, когда в Украине 20 млн. русскоговорящих, для которых русский - язык межнационального общения, и 15 млн. русскодумающих (включая весь Крым), которые украинский просто не понимают часто даже на бытовом уровне, а тем более в судах, медицинских учреждениях, государственных учреждениях, в ВУЗах и школах, особенно спец. предметы со специальной терминологией.
КГБ нужно гимны восхищения петь, как они ,,пасут,, наших демократических украинских политиков, навязав им идею единства нации на основе единого для всех украинского языка, который так успешно ,,внедряется,,; что уже 17 лет собственное правительство половиной населения Украины просто не слышимо: ни их демократические идеалы, ни польза сотрудничества с НАТО и Европой до одной трети просто не дошла; ибо всё это принципиально излагается на ,,державнiй мовi,,.
В 21 веке в Европе в Украине ухитриться выращивать безграмотную молодежь в русских регионах, не разумеющую написать письмо ни по украински (на котором они не думают и не говорят), ни по русски, потому что в школах не учат русской грамматике как должно. Что уж тут говорить о биологии, физике, химии и пр., когда каждое слово - иностранное и требует объяснения.
Написано: лучше встретить разъяренную медведицу, лишеную детей, чем глупца с его глупостью.
Глупость в национальной, языковой политике нам слишком дорого обходится.
Не вразумились не Приднестровьем, ни Осетией с Абхазией.
Украинская автономная республика Крым приняла решение об обучении в школах на русском и использовании русского языка в лечебных учреждениях, так подняли националистический вой.
Мало нам геноцида хронического недоедания, от которого наше население уже вымерло на несколько миллионов, так добавляют еще и дискриминацию по национальному и языковому принципу. С этого года ввели обязательное тестирование после школы по украинскому языку, украинской литературе, украинской истории, без высокого результата которого (тестирования) студентом ВУЗа не станешь.
Украина для украинцев? образование только для этнических украинцев? Панове! схаменiться!
Боже Святый, Благий, Милостивый и Справедливый! помилуй нас и детей наших и избавь нас от глупости глупцов.
Бары и бордели - места интернациональные, для посещения открытые и сертификата не требуют. А ВУЗы многие позакрывали. Для русскоязычных оставили рабочие специальности. Что же удивляться, что голосуют за голубых и красных тоталитаристов, вечно обещающих второй государственный русский, но так никогда его и не дающих, потому что знают: кто за них тогда проголосует? Государственное двуязычие - конец имперским пророссийским планам.
Нет! скорее в Европу и НАТО. Это отрезвит горячечные националистические головы и поддерживающее в них пожар КГБ.
...Ибо дни лукавы. - Алексей Прокопьев Можем ли мы знать что будет завтра, можем ли строить далеко идущие планы? Апостол Иаков говорит: "Если угодно будет Господу..."